В детстве вы, наверняка, играли в игру про монаха. Там он приходил в «магазин» за красками и говорил так: «Я МОНАХ, в синих штанах, пришёл к вам за краской…» Разве нам тогда могло прийти в голову, почему он «синих» штанах, а не в белых, например? Моё детство давно осталось в невозвратном прошлом, но, представьте себе мой восторг, когда я по телевизору увидела монаха в синих штанах! «Вот он!»- радостно воскликнула я, будто встретила давнего знакомого.
Почему разный цвет одежды у монахов
Интерес к монашеской жизни, коего у себя я прежде не обнаруживала, с того времени стал всё расти и расти. В этой статье я попробую рассказать вам о монахах в жёлтых одеяниях , а также о тех, кто ходит в бордовых, есть и монахи в серых и темно-синих облачениях. Всё очень просто: цвет одежды говорит о том, к какой школе принадлежит монах. Так, например
— монахи в бордовом и сером одеянии будут из Кореи
— в Китае вы чаще всего встретите монахов в приближённо-чёрном, сером и тёмно-коричневом; — белый с чёрным цвета одежды расскажут вам о том, что монах принадлежит японской школе;
— а вот в Индии, Тибете и Монголии вы встретите монахов в белом и жёлто-оранжевом.
Но… обо всём по порядку.
Одежда монахов предельно проста и отчасти аскетична, как и образ жизни монахов. Т.к монахи отказываются от всех мирских ценностей, следовательно, и одежда у них должна соответствовать этому. Так, многие монахи носят одежду, сшитую собственноручно из разных лоскутков, позже покрашенную в краске из растений (чаще всего это бывает шафран — отчего одежда приобретает оранжевый цвет). Эта традиция восходит к тем далёким временам, когда по преданию жил БУДДА.
Отказавшись от всего, что мог дать его богатый отец, он стал странствовать, а одежду шил из найденных кусочков, оставшихся после кремации, или из выцветших на солнце, после выброшенных,
Существуют определённые традиции относительно ношения и хранения монашеской одежды у буддистов.
Так, например:
— монах не должен быть «разлучён» хотя бы с одной из своих одежд больше чем на одну ночь;
— шить, чинить, красить свою одежду должен сам монах, без чьей -либо помощи.
— а вот с изношенной одеждой в разных традициях поступают по-разному; так в традиции Тхеравада её сжигают, а Традиции Махаяна её, напротив, хранят, предварительно отстирав, конечно.
Одежда монахов может многое рассказать о своём хозяине. Но, несмотря на отличия в традициях и школах, основные критерии по которым шьют одежду вот уже 2500 неизменны: одежда состоят из трёх составляющих: нижней, верхней и внешней частей.
Одежда буддистких монахов называется КАШАЯ, а в Китае — МАНЬИ.
Повседневная одежда также существенно может отличаться от церемониальной.
КАШАЯ шьют из тёмно-красного, бордового (в Тибете) материала, а вот цвета жёлтого и оранжевого используются в одеждах у тхеравадинов и махаянистов. В переводе с китайского кашая означает «приглушённый цвет», поэтому вы никогда не встретите монахов в ярко-синем, или ярко-красном — блёкло-жёлтый, тёмно-пурпурный, похожий на чёрный, а не чёрный — словом, НЕЯРКИЕ, неброские цвета должны быть в одеяниях монахов.
СИМВОЛИКА ЦВЕТОВ в одеяниях
— оранжевый цвет — символ перемен, его ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА помогает в развитии духа человеческого — уверены буддийские монахи
— белый цвет в Индии считается не только цветом траура, но цветом очищения. Неслучайно
— коричневый цвет поведает вам о полном смирении и готовности сохранять все традиции и предписания. Часто маньи коричневого цвета носят поверх чёрной одежды
— красновато-бурый или оранжево-жёлтые цвета говорят о святой приверженности Будде, который стал носить таких цветов облачения после своего просветления.
Тайные знания и практики давно перестали быть тайной за семью печатями. Вы можете убедиться в этом, попробовав простые практики, меняющие вашу жизнь.